В календаре древних римлян за начало года был принят месяц, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидилисом по своему порядковому (первому) номеру.
В VII веке до нашей эры произошла реформа этого календаря. Перый месяц года и весны тогда был назван мартусом в честь мифологического бога войны Марса, который был призван так же защищать мирный труд, а первоначально почитался как бог земледелия и скотоводства, защитник полей и стад. В нашей стране и в Болгарии именуют этот месяц мартом, на Украине созвучно этому он — марец. Однако многие народы называют его по-своему: поляки — мажец, сербы — ожуйак, чехи — бржезень. А болгары зовут его ещё и так — лажу.
У славян март также известен под названием верезозола-свистуна: по утрам зол еще бывает по-зимнему крепкий морозец, ветер свищет холодом в березовых кронах. Ветроносом, свистухой и свистуном назывался март за вой холодного ветра и потому, что везде суёт он свой нос, задирает курам хвост. В русском народном календарном фольклоре березозолу-свистуну отводилась своеобразная роль зазывалы весны. Водотёком, протальником, дорогорушителем звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушении зимних путей-дорог.
Парником март нарекали за то, что от просыхающей земли тёплый парок поднимается, с вешних полей пахучим ветерком тянет. Огородником — потому, что на огород позвал, пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также первенец весны, весновка, весновей — вестник тёплых дней, теплом привечает (тепло веет, стариков греет).
И хотя в марте с крыш капает, но за нос мороз еще крепко цапает: от капели до мороза ровно полшага. Поэтому, видно, недаром нарекли март наследником февраля, его младшим и меньшим братом, позимьем и перезимником, изломом зимы и зи-мобором — он с зимой борется, за сердце её теплом хватает. Однако март-марток велит порой натягивать двое, а то и семеро порток, побелит стога, коварен для садов. Он же и катыш, детворе утеха — зима на исходе, торопись на санках накататься вволю.
Пробуждается от зимнего сна природа. Отсюда такие у марта имена — утро весны и утро года, пора воробьиных дуэлей и синичьих песен, проба голосов птиц-зимовщиков: овсянок, пищух, поползней.
В X веке, с принятием христианства на Руси, Новый год начинался 1 марта, когда принимались за весенние сельскохозяйственные работы. Возможно, именно потому, что с марта весна начинается, чехи первый день марта называют летницей, что означает «новичок». Новичком этот день, день рождения весны снежной именовали и в Древней Руси. В ряде стран мира в разные времена Новый год также приходился на март, причем на различные его дни. Таким образом, и весь месяц март в известном смысле можно считать новичком.
У древних славян деление года на сезоны определялось природными явлениями. Первоначальио год разделялся всего лишь на две половины — летнюю и зимнюю — и начинался с первого вешнего месяца марта. Древние веровали, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни. Нашим предкам времена года представлялись не отвлеченными понятиями, а живым воплощением стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небес на землю и устанавливают на ней свое владычество.
Метеорологическая весна начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая весна не зависит от капризов природы и наступает в северном полушарии всегда в один и тот же день — 20(21) марта, в день весеннего равноденствия. По астрономическим данным жизнь весны короче лета, но продолжительнее осени и зимы. Она длится 92 дня и 21 час, завершаясь 21 (22) июня. По гражданскому календарю длится 92 дня — по 31 мая включительно. На Руси весна в далекие времена оканчивалась 20 июня. Начиналась же она не с 1 марта, а гораздо позднее. В сохранившейся рукописи XVI века сказано, что весна длится «от Благовещеньева дни (т. е. 25 марта), а в ней 90 и день и четверть дни». В рукописи XVII века записано, что весна «начинается от 24 марта луны до 24 июня...»
Метеорологическая и фенологическая вёсны различны для разных регионов страны. Никогда они не наступали одновременно на всем полушарии. По многолетним наблюдениям на большей части Северного полушария метеорологическая весна начинается 12 марта и продолжается до 5 мая. В Москву фенологическая весна, как правило, приходит раньше, чем в Ленинград.
Весна... Интересно само название этого времени года. Слово это очень древнее. Оно встречается в белорусском, украинском, польском, словацком и чешском языках. Его первоначальное значение сопоставляют со значением корня глагола «светить». А в болгарском языке понятие весна передается словом «пролет», т. е. время перед летом.
Согласно именинного календаря в марте именинниками будут по дням: 1 — Даниил, Иулиан и Павел, 2 — Феодор, 3 — Лев, 4 — Григорий и Евгений, Макарий и Богдан, 6 — Тимофей, 7 — Филипп, 8 — Александр и Иоанн, 10 — Тарасий, 12 — Григорий, 13 — Василий и Николай, Кира и Марина, 14 — Антонина и Евдокия, 15 — Арсений и Богдан, 17 — Вячеслав и Василий, Даниил и Иаков, 18 — Давид, Марк и Феодор, 19 — Аркадий, 20 — Евгений и Ефрем, 21 — Лазарь, 22 — Александр, Валерий и Леонтий, 23 — Виктор, Галина и Ника, 25 — Симеон, 26 — Александр и Христина, 27 — Ростислав и Терентий, 28 — Александр, 29 — Александр и Георгий, Иулиан и Трофим, 30 — Алексей, Макарий и Ефросинья, 31 — Павел и Трофим.
В VII веке до нашей эры произошла реформа этого календаря. Перый месяц года и весны тогда был назван мартусом в честь мифологического бога войны Марса, который был призван так же защищать мирный труд, а первоначально почитался как бог земледелия и скотоводства, защитник полей и стад. В нашей стране и в Болгарии именуют этот месяц мартом, на Украине созвучно этому он — марец. Однако многие народы называют его по-своему: поляки — мажец, сербы — ожуйак, чехи — бржезень. А болгары зовут его ещё и так — лажу.
У славян март также известен под названием верезозола-свистуна: по утрам зол еще бывает по-зимнему крепкий морозец, ветер свищет холодом в березовых кронах. Ветроносом, свистухой и свистуном назывался март за вой холодного ветра и потому, что везде суёт он свой нос, задирает курам хвост. В русском народном календарном фольклоре березозолу-свистуну отводилась своеобразная роль зазывалы весны. Водотёком, протальником, дорогорушителем звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушении зимних путей-дорог.
Парником март нарекали за то, что от просыхающей земли тёплый парок поднимается, с вешних полей пахучим ветерком тянет. Огородником — потому, что на огород позвал, пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также первенец весны, весновка, весновей — вестник тёплых дней, теплом привечает (тепло веет, стариков греет).
И хотя в марте с крыш капает, но за нос мороз еще крепко цапает: от капели до мороза ровно полшага. Поэтому, видно, недаром нарекли март наследником февраля, его младшим и меньшим братом, позимьем и перезимником, изломом зимы и зи-мобором — он с зимой борется, за сердце её теплом хватает. Однако март-марток велит порой натягивать двое, а то и семеро порток, побелит стога, коварен для садов. Он же и катыш, детворе утеха — зима на исходе, торопись на санках накататься вволю.
Пробуждается от зимнего сна природа. Отсюда такие у марта имена — утро весны и утро года, пора воробьиных дуэлей и синичьих песен, проба голосов птиц-зимовщиков: овсянок, пищух, поползней.
В X веке, с принятием христианства на Руси, Новый год начинался 1 марта, когда принимались за весенние сельскохозяйственные работы. Возможно, именно потому, что с марта весна начинается, чехи первый день марта называют летницей, что означает «новичок». Новичком этот день, день рождения весны снежной именовали и в Древней Руси. В ряде стран мира в разные времена Новый год также приходился на март, причем на различные его дни. Таким образом, и весь месяц март в известном смысле можно считать новичком.
У древних славян деление года на сезоны определялось природными явлениями. Первоначальио год разделялся всего лишь на две половины — летнюю и зимнюю — и начинался с первого вешнего месяца марта. Древние веровали, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни. Нашим предкам времена года представлялись не отвлеченными понятиями, а живым воплощением стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небес на землю и устанавливают на ней свое владычество.
Метеорологическая весна начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая весна не зависит от капризов природы и наступает в северном полушарии всегда в один и тот же день — 20(21) марта, в день весеннего равноденствия. По астрономическим данным жизнь весны короче лета, но продолжительнее осени и зимы. Она длится 92 дня и 21 час, завершаясь 21 (22) июня. По гражданскому календарю длится 92 дня — по 31 мая включительно. На Руси весна в далекие времена оканчивалась 20 июня. Начиналась же она не с 1 марта, а гораздо позднее. В сохранившейся рукописи XVI века сказано, что весна длится «от Благовещеньева дни (т. е. 25 марта), а в ней 90 и день и четверть дни». В рукописи XVII века записано, что весна «начинается от 24 марта луны до 24 июня...»
Метеорологическая и фенологическая вёсны различны для разных регионов страны. Никогда они не наступали одновременно на всем полушарии. По многолетним наблюдениям на большей части Северного полушария метеорологическая весна начинается 12 марта и продолжается до 5 мая. В Москву фенологическая весна, как правило, приходит раньше, чем в Ленинград.
Весна... Интересно само название этого времени года. Слово это очень древнее. Оно встречается в белорусском, украинском, польском, словацком и чешском языках. Его первоначальное значение сопоставляют со значением корня глагола «светить». А в болгарском языке понятие весна передается словом «пролет», т. е. время перед летом.
Согласно именинного календаря в марте именинниками будут по дням: 1 — Даниил, Иулиан и Павел, 2 — Феодор, 3 — Лев, 4 — Григорий и Евгений, Макарий и Богдан, 6 — Тимофей, 7 — Филипп, 8 — Александр и Иоанн, 10 — Тарасий, 12 — Григорий, 13 — Василий и Николай, Кира и Марина, 14 — Антонина и Евдокия, 15 — Арсений и Богдан, 17 — Вячеслав и Василий, Даниил и Иаков, 18 — Давид, Марк и Феодор, 19 — Аркадий, 20 — Евгений и Ефрем, 21 — Лазарь, 22 — Александр, Валерий и Леонтий, 23 — Виктор, Галина и Ника, 25 — Симеон, 26 — Александр и Христина, 27 — Ростислав и Терентий, 28 — Александр, 29 — Александр и Георгий, Иулиан и Трофим, 30 — Алексей, Макарий и Ефросинья, 31 — Павел и Трофим.