Высокое счастье ответственности

У каждого, кому выпала радость растить детей, возникает, наверное, среди сутолоки дел и забот, сопровождающих эту нелег­кую радость,— потребность остановиться, оглянуться, задуматься над главными воп­росами семейного бытия.

В хоре этих вопросов громче других, не побоимся ошибиться, звучит такой: а что, собственно, обеспечивает в конечном счете успех воспитания детей? Что позволяет нам достойно выполнить родитель­скую задачу: вырастить человека, который станет достойным гражданином в обществе и сумеет в полной мере развернуть все богатство своей личности?
Можно ответить так: это невозможно без любви к ребенку. Родительская лю­бовь дарит тому, кото мы растим, столь необходимое в ранние годы чувство защищенности и прочной духовной связи с родными людьми. Она сообщает ему уверенность в собственных силах и в том, что мир доброжелателен и открыт чело­веку. Она дает ничем не заменимые уроки нравственности, вернее, она сама и есть первый предмет таких уроков. Родитель­ская любовь способна обратить слабость ребенка в его силу; она превращает в богатые способности те ростки ума и духа, которые без ее бережного ухода зачахли бы. Тот, кто вырос в любви, будет любить и своих собствен­ных детей: родительская любовь — вол­шебная эстафетная палочка поколений... Однако надо сказать: любовь без знания и понимания законов развития челове­ческой личности может оказаться слепой. Ныне семейное воспитание требует проду­манной тактики и «технологии», и тут не обойтись без проникновения в еще недав­но заповедные края профессионалов, а именно — в психологию и физиологию, в педагогику и социологию.
Странным выглядело бы стремление оспорить то, насколько важно знать, понимать ребенка; никак не склонны мы ставить под сомнение великую благотвор­ность родительской любви. Тем более убедительным слышится обращенный к отцу и матери уравновешенный призыв: любить и знать ребенка.

Но что же сообщает нашей любви к ребенку разумную гармонию и подлин­ную человечность; что придает ей все новые импульсы, оберегая ее от того, чтобы не потускнела она в буднях жизни; что позволяет сохранить ее в неизбежно приходящие времена ломки отношений, грозящей отчуждением? И что же, если обратиться к задаче овладения знаниями о воспитании, побуждает нас отдавать время и силы занятиям далеким, в общем, от наших прямых рабочих интересов или от предмета нашего увлечения в свободное время? Что заставляет нас погружаться в педагогические науки, что делает по­знания в этой области жизненно важны­ми для нас?

Думается, основа, на которой все это может быть выстроено и на которой все это может выстоять, одна: осознанное чувство родительского долга, роди­тельской ответственности.
Мы сказали: осознанное чувство. От­ветственность отца, ответственность мате­ри за воспитание ребенка, за укрепле­ние семьи, столь много значащей для того, чтобы его физическое, нравственное, умст­венное развитие было здоровым,— ответ­ственность эта не есть нечто извне навязываемое. Она должна стать глубокой личной потребностью, своего рода мораль­ной нормой.

Эта моральная норма вошла в наше общественное сознание и бытие. На необхо­димость неуклонного соблюдения ее, на то, что должна расширяться сфера ее действия, углубляться ее влияние на поведение людей.

Как и всякое качество личности, чувство родительской ответственности не возникает само собой. Оно — плод воспи­тания. Человек выносит его из семьи, где он рос. О становлении этого качества призвана заботиться школа. Оно укрепля­ется всей системой общественных воз­действий. И, конечно, оно должно зани­мать видное место в программе само­воспитания каждого человека.

Необходимость повышать ответствен­ность родителей за выполнение своих обязанностей прямо вытекает из того, что возрастает сама роль семьи в воспитании подрастающих по­колений. Это мы ощущаем сегодня так остро, как, пожалуй, никогда ранее.

Добросовестное и непременно творче­ское исполнение материнских и отцов­ских обязанностей предполагает очень многое. Не стоит и пытаться в несколь­ких фразах это многое очертить. Но не­обходимо указать хотя бы на несколько особенно существенных сегодня точек приложения родительских усилий.

Вот самое, казалось бы, простое. Обще­ство ждет от семьи неуклонной и ра­зумной заботы об укреплении здоровья детей, об их физической закалке, их физическом развитии. На первый взгляд, убеждать тут никого особенно не приходится — какой матери, какому отцу не дорого благополучие ребенка! Но более внимательное наблюде­ние за жизнью семьи покажет, что многие из нас очень часто озабочены лишь тем, чтобы ребенок не болел. Но сейчас мы о другом: ведь по-настоящему проч­ный фундамент здоровья закладывается у растущего человека тогда, когда в семье культивируется здоровый образ жизни, в котором есть место подвиж­ным играм, гимнастике, физическим уп­ражнениям, спорту. Подчеркнем: имеется в виду образ жизни не только ребенка. «Папа, мама и я — спортивная семья»— вот на что нам всем надо бы равняться, хотя, признаем, это требует значительных усилий над собой.

Наше общество предоставляет подраста­ющему поколению огромные образователь­ные возможности. Но в немалой степени условия, способствующие получению образования, скла­дываются в семье. Родители обязаны создать в своем доме подлинный, не побоимся этого слова, культ знания и учения. Весь уклад и распорядок семейной жизни не может не учитывать инте­ресов учения ребенка: часы, когда школь­ник в соответствии с режимом дня занимается дома, должны быть неприкосно­венными; с равной серьезностью надо подойти и к тому, чтобы выделить рабо­чее место для этих занятий. Или другое: известная часть семейного бюджета долж­на без сожаления расходоваться на все, что помогает учению детей, что способ­ствует их умственному и эстетическому развитию, расширению их кругозора: на книги и цифровые носители информации, на краски и наборы для опытов, на экскурсии.

Пусть отцы и матери позаботятся вместе с тем и о возвышении автори­тета школы, учителя. Понятно, что личный авторитет может быть завоеван только самим человеком, понятно также, что хорошая репутация того или иного учебного заведения складывается в обще­ственном мнении — и складывается не вдруг, а на основании отчетливо видимых результатов работы.
Но школа — это общественный инсти­тут, а педагоги — полномочные пред­ставители общества в деле обучения и воспитания. И в этом своем качестве они уже обладают авторитетом. Он должен восприниматься как безусловный — и на­ми, и нашими детьми. Мы не вправе разрушать его легкомысленным словом, не вправе ставить под сомнение неумест­ным обсуждением — в присутствии детей или, хуже того, вместе с ними — требований или действий учителя, мнимых или действительных просчетов его. На­против, мы обязаны неустанно подчер­кивать необходимость строгого выполне­ния тех требований, которые предъявляют к школьнику педагоги. А если у нас есть сомнения, если мы с чем-то не согласны, то для выражения этих сомнений и несогласий у нас всегда найдутся достойные способы и подходящие пути.

Иногда приходится слышать: а как быть с тем, что детям нашим попадают в руки газетные статьи, в которых тот или иной педагог подвергается суровой критике? Как быть с тем, что дети наши смотрят фильмы, в которых не так уж редко учитель представлен без ореола непогрешимости?

На это можно сказать вот что. Прежде всего, детям вовсе не требуется ни га­зет читать, ни фильмов смотреть, чтобы знать: и учителя, и школы могут быть далеки от совершенства. Ребята очень наблюдательны, в них развито критическое начало, у них сильно чувство справед­ливости. Наши развитые дети вполне спо­собны понять (и на это их нужно настра­ивать): как раз потому, что дело обучения и воспитания общество ставит так высоко, гласное и нелицеприятное осуждение всего мешающего успеху дела в конечном счете направлено именно на возвышение авторитета педагогического труда, учи­теля. Обоснованная, справедливая критика не чернит, а помогает делу.

Поскольку учение — главная обязан­ность школьника, уже само добросовест­ное отношение к этой обязанности — предпосылка того, что во взрослой жизни он станет столь же добросовестно отно­ситься и к своей работе. Тем не менее воспитание любви и уваже­ния к труду остается особой зада­чей родителей.

Сознаемся, что в недавние годы нема­ло было упущено в трудовом воспита­нии детей. Да и сегодня в иных семьях ребят старательно оберегают от личных трудовых усилий — идет ли речь о помощи по дому или о хождении в летний трудо­вой отряд школы — создают у них в отношении будущей работы нелепые предрассудки, делят работу на чистую и грязную, престижную и непрестижную. Установки, усваиваемые детьми в таких семьях, вступают в решительное противоречие с тем, что внушают им в школе, а позже — с реальностями самой жизни.

Чувство ответственности должно под­сказать родителям единственно правиль­ную линию: детей необходимо растить в убеждении, что заслуживает уважения любой труд, в котором человек может найти и раскрыть себя, любой труд, без которого не может обойтись общество; любой труд, исполняемый добросовестно. Вопрос о выборе профессии исключитель­но важен, но выбор этот совершится куда легче и надежнее тогда, когда выработана верная нравственная установка.

Воспитание любви и уважения к труду не может и не должно оставаться сло­весным; как раз у семьи так много воз­можностей включать детей с самых малых лет в посильный труд!
И в таком важном деле, как при­учение детей к порядку и дисциплине, к соблюдению норм жизни нашего общества, от родителей зависит очень многое. Умение подчинить­ся заведенному жизненному распорядку, исполнительность и точность, вежливость и необходимая сдержанность в обращении со старшими, самообладание, готовность к контролю над своими поступ­ками, верность слову, правдивость, способ­ность испытать чувство стыда и услышать голос совести, понимание «надо» и «нель­зя» — не на этих ли простых, первичных нравственных качествах строится в конце концов морально и духовно развитая личность?
Отсутствие привычки к порядку и дис­циплине, конечно, не ведет фатально к серьезным проступкам, вовсе не обяза­тельно делает ребенка так называемым трудным, но опасность, вероятность такую все-таки создает. А уж о том, что неорганизованному человеку труднее да­ются учение и работа, что он испытывает бесконечные проблемы в своих отноше­ниях с другими людьми, об этом, наверное, и говорить долго не стоит.

Вот почему отцу и матери обязательно надо призвать себя к большей требо­вательности. Не о «ежовых рукавицах» ведем мы речь, не о подавлении воли растущего человека. Требовательность, ко­торую мы имеем в виду, должна опи­раться на желание взрастить в ребенке собственную волю, дать возможность его силам проявиться в наилучших условиях.
И наконец (наконец — не значит по­следнее по значению, напротив, это как раз, быть может, самое главное и есть), родители обязаны служить своим детям примером, добрым примером — иначе все воспитательные усилия могут уйти, как вода в песок. Сложно это. Воспитывая ребенка, мы жаждем воспитать его совершенным че­ловеком. Вместе с тем мы ведь отчетливо сознаем, что сами-то мы — не совершен­ство, что в нас немало недостатков, немало несостоявшегося, несделанного, и дети все равно увидят это рано или поздно. Нам и не надо стараться показаться им лучше, чем мы есть. Но нам обяза­тельно надо постараться стать лучше, чем мы есть.

Но будем помнить, что куда более часты случаи, когда трудности с воспитанием ребенка — не вина, а беда родителей. Тут не стыдить и тем более не карать надо, а помочь — у кого-то просто тяжелая бытовая ситуация, кому-то не хватает житейского опыта, кто-то испытывает недостаток педагогических знаний.

Радует, что ширится спектр возмож­ностей их получения. В быт вошли консультации по вопросам семьи и брака, психоло­гические консультации для родителей, позволяющие вести работу более направ­ленно, учитывать многообразие конкрет­ных жизненных проблем, в решении ко­торых отцам и матерям необходим доб­рый совет.

Высокое счастье ответственности. Раз уж мы говорим о возвышении авторитета школы и учителя — справед­ливо говорим, то надо помнить и о не­обходимости возвышения авторитета семьи, родителей в глазах ребенка.
Это может стать существенным эле­ментом нравственной подго­товки будущих семьянинов. Да, именно нравственной подготовки.
Вся атмосфера жизни должна убеждать молодежь в том, что духовно и нравствен­но здоровая семья так много значит для каждого человека.
И вместе с сознанием ценности семьи нам необходимо растить в юношах и де­вушках готовность испытать высокое чувство ответственности за нее, за новое поколение, которому она даст жизнь.
 
Copyright типтроника All Rights Reserved