У каждого, кому выпала радость растить детей, возникает, наверное, среди сутолоки дел и забот, сопровождающих эту нелегкую радость,— потребность остановиться, оглянуться, задуматься над главными вопросами семейного бытия.
В хоре этих вопросов громче других, не побоимся ошибиться, звучит такой: а что, собственно, обеспечивает в конечном счете успех воспитания детей? Что позволяет нам достойно выполнить родительскую задачу: вырастить человека, который станет достойным гражданином в обществе и сумеет в полной мере развернуть все богатство своей личности?
Можно ответить так: это невозможно без любви к ребенку. Родительская любовь дарит тому, кото мы растим, столь необходимое в ранние годы чувство защищенности и прочной духовной связи с родными людьми. Она сообщает ему уверенность в собственных силах и в том, что мир доброжелателен и открыт человеку. Она дает ничем не заменимые уроки нравственности, вернее, она сама и есть первый предмет таких уроков. Родительская любовь способна обратить слабость ребенка в его силу; она превращает в богатые способности те ростки ума и духа, которые без ее бережного ухода зачахли бы. Тот, кто вырос в любви, будет любить и своих собственных детей: родительская любовь — волшебная эстафетная палочка поколений... Однако надо сказать: любовь без знания и понимания законов развития человеческой личности может оказаться слепой. Ныне семейное воспитание требует продуманной тактики и «технологии», и тут не обойтись без проникновения в еще недавно заповедные края профессионалов, а именно — в психологию и физиологию, в педагогику и социологию.
Странным выглядело бы стремление оспорить то, насколько важно знать, понимать ребенка; никак не склонны мы ставить под сомнение великую благотворность родительской любви. Тем более убедительным слышится обращенный к отцу и матери уравновешенный призыв: любить и знать ребенка.
Но что же сообщает нашей любви к ребенку разумную гармонию и подлинную человечность; что придает ей все новые импульсы, оберегая ее от того, чтобы не потускнела она в буднях жизни; что позволяет сохранить ее в неизбежно приходящие времена ломки отношений, грозящей отчуждением? И что же, если обратиться к задаче овладения знаниями о воспитании, побуждает нас отдавать время и силы занятиям далеким, в общем, от наших прямых рабочих интересов или от предмета нашего увлечения в свободное время? Что заставляет нас погружаться в педагогические науки, что делает познания в этой области жизненно важными для нас?
Думается, основа, на которой все это может быть выстроено и на которой все это может выстоять, одна: осознанное чувство родительского долга, родительской ответственности.
Мы сказали: осознанное чувство. Ответственность отца, ответственность матери за воспитание ребенка, за укрепление семьи, столь много значащей для того, чтобы его физическое, нравственное, умственное развитие было здоровым,— ответственность эта не есть нечто извне навязываемое. Она должна стать глубокой личной потребностью, своего рода моральной нормой.
Эта моральная норма вошла в наше общественное сознание и бытие. На необходимость неуклонного соблюдения ее, на то, что должна расширяться сфера ее действия, углубляться ее влияние на поведение людей.
Как и всякое качество личности, чувство родительской ответственности не возникает само собой. Оно — плод воспитания. Человек выносит его из семьи, где он рос. О становлении этого качества призвана заботиться школа. Оно укрепляется всей системой общественных воздействий. И, конечно, оно должно занимать видное место в программе самовоспитания каждого человека.
Необходимость повышать ответственность родителей за выполнение своих обязанностей прямо вытекает из того, что возрастает сама роль семьи в воспитании подрастающих поколений. Это мы ощущаем сегодня так остро, как, пожалуй, никогда ранее.
Добросовестное и непременно творческое исполнение материнских и отцовских обязанностей предполагает очень многое. Не стоит и пытаться в нескольких фразах это многое очертить. Но необходимо указать хотя бы на несколько особенно существенных сегодня точек приложения родительских усилий.
Вот самое, казалось бы, простое. Общество ждет от семьи неуклонной и разумной заботы об укреплении здоровья детей, об их физической закалке, их физическом развитии. На первый взгляд, убеждать тут никого особенно не приходится — какой матери, какому отцу не дорого благополучие ребенка! Но более внимательное наблюдение за жизнью семьи покажет, что многие из нас очень часто озабочены лишь тем, чтобы ребенок не болел. Но сейчас мы о другом: ведь по-настоящему прочный фундамент здоровья закладывается у растущего человека тогда, когда в семье культивируется здоровый образ жизни, в котором есть место подвижным играм, гимнастике, физическим упражнениям, спорту. Подчеркнем: имеется в виду образ жизни не только ребенка. «Папа, мама и я — спортивная семья»— вот на что нам всем надо бы равняться, хотя, признаем, это требует значительных усилий над собой.
Наше общество предоставляет подрастающему поколению огромные образовательные возможности. Но в немалой степени условия, способствующие получению образования, складываются в семье. Родители обязаны создать в своем доме подлинный, не побоимся этого слова, культ знания и учения. Весь уклад и распорядок семейной жизни не может не учитывать интересов учения ребенка: часы, когда школьник в соответствии с режимом дня занимается дома, должны быть неприкосновенными; с равной серьезностью надо подойти и к тому, чтобы выделить рабочее место для этих занятий. Или другое: известная часть семейного бюджета должна без сожаления расходоваться на все, что помогает учению детей, что способствует их умственному и эстетическому развитию, расширению их кругозора: на книги и цифровые носители информации, на краски и наборы для опытов, на экскурсии.
Пусть отцы и матери позаботятся вместе с тем и о возвышении авторитета школы, учителя. Понятно, что личный авторитет может быть завоеван только самим человеком, понятно также, что хорошая репутация того или иного учебного заведения складывается в общественном мнении — и складывается не вдруг, а на основании отчетливо видимых результатов работы.
Но школа — это общественный институт, а педагоги — полномочные представители общества в деле обучения и воспитания. И в этом своем качестве они уже обладают авторитетом. Он должен восприниматься как безусловный — и нами, и нашими детьми. Мы не вправе разрушать его легкомысленным словом, не вправе ставить под сомнение неуместным обсуждением — в присутствии детей или, хуже того, вместе с ними — требований или действий учителя, мнимых или действительных просчетов его. Напротив, мы обязаны неустанно подчеркивать необходимость строгого выполнения тех требований, которые предъявляют к школьнику педагоги. А если у нас есть сомнения, если мы с чем-то не согласны, то для выражения этих сомнений и несогласий у нас всегда найдутся достойные способы и подходящие пути.
Иногда приходится слышать: а как быть с тем, что детям нашим попадают в руки газетные статьи, в которых тот или иной педагог подвергается суровой критике? Как быть с тем, что дети наши смотрят фильмы, в которых не так уж редко учитель представлен без ореола непогрешимости?
На это можно сказать вот что. Прежде всего, детям вовсе не требуется ни газет читать, ни фильмов смотреть, чтобы знать: и учителя, и школы могут быть далеки от совершенства. Ребята очень наблюдательны, в них развито критическое начало, у них сильно чувство справедливости. Наши развитые дети вполне способны понять (и на это их нужно настраивать): как раз потому, что дело обучения и воспитания общество ставит так высоко, гласное и нелицеприятное осуждение всего мешающего успеху дела в конечном счете направлено именно на возвышение авторитета педагогического труда, учителя. Обоснованная, справедливая критика не чернит, а помогает делу.
Поскольку учение — главная обязанность школьника, уже само добросовестное отношение к этой обязанности — предпосылка того, что во взрослой жизни он станет столь же добросовестно относиться и к своей работе. Тем не менее воспитание любви и уважения к труду остается особой задачей родителей.
Сознаемся, что в недавние годы немало было упущено в трудовом воспитании детей. Да и сегодня в иных семьях ребят старательно оберегают от личных трудовых усилий — идет ли речь о помощи по дому или о хождении в летний трудовой отряд школы — создают у них в отношении будущей работы нелепые предрассудки, делят работу на чистую и грязную, престижную и непрестижную. Установки, усваиваемые детьми в таких семьях, вступают в решительное противоречие с тем, что внушают им в школе, а позже — с реальностями самой жизни.
Чувство ответственности должно подсказать родителям единственно правильную линию: детей необходимо растить в убеждении, что заслуживает уважения любой труд, в котором человек может найти и раскрыть себя, любой труд, без которого не может обойтись общество; любой труд, исполняемый добросовестно. Вопрос о выборе профессии исключительно важен, но выбор этот совершится куда легче и надежнее тогда, когда выработана верная нравственная установка.
Воспитание любви и уважения к труду не может и не должно оставаться словесным; как раз у семьи так много возможностей включать детей с самых малых лет в посильный труд!
И в таком важном деле, как приучение детей к порядку и дисциплине, к соблюдению норм жизни нашего общества, от родителей зависит очень многое. Умение подчиниться заведенному жизненному распорядку, исполнительность и точность, вежливость и необходимая сдержанность в обращении со старшими, самообладание, готовность к контролю над своими поступками, верность слову, правдивость, способность испытать чувство стыда и услышать голос совести, понимание «надо» и «нельзя» — не на этих ли простых, первичных нравственных качествах строится в конце концов морально и духовно развитая личность?
Отсутствие привычки к порядку и дисциплине, конечно, не ведет фатально к серьезным проступкам, вовсе не обязательно делает ребенка так называемым трудным, но опасность, вероятность такую все-таки создает. А уж о том, что неорганизованному человеку труднее даются учение и работа, что он испытывает бесконечные проблемы в своих отношениях с другими людьми, об этом, наверное, и говорить долго не стоит.
Вот почему отцу и матери обязательно надо призвать себя к большей требовательности. Не о «ежовых рукавицах» ведем мы речь, не о подавлении воли растущего человека. Требовательность, которую мы имеем в виду, должна опираться на желание взрастить в ребенке собственную волю, дать возможность его силам проявиться в наилучших условиях.
И наконец (наконец — не значит последнее по значению, напротив, это как раз, быть может, самое главное и есть), родители обязаны служить своим детям примером, добрым примером — иначе все воспитательные усилия могут уйти, как вода в песок. Сложно это. Воспитывая ребенка, мы жаждем воспитать его совершенным человеком. Вместе с тем мы ведь отчетливо сознаем, что сами-то мы — не совершенство, что в нас немало недостатков, немало несостоявшегося, несделанного, и дети все равно увидят это рано или поздно. Нам и не надо стараться показаться им лучше, чем мы есть. Но нам обязательно надо постараться стать лучше, чем мы есть.
Но будем помнить, что куда более часты случаи, когда трудности с воспитанием ребенка — не вина, а беда родителей. Тут не стыдить и тем более не карать надо, а помочь — у кого-то просто тяжелая бытовая ситуация, кому-то не хватает житейского опыта, кто-то испытывает недостаток педагогических знаний.
Радует, что ширится спектр возможностей их получения. В быт вошли консультации по вопросам семьи и брака, психологические консультации для родителей, позволяющие вести работу более направленно, учитывать многообразие конкретных жизненных проблем, в решении которых отцам и матерям необходим добрый совет.
Высокое счастье ответственности. Раз уж мы говорим о возвышении авторитета школы и учителя — справедливо говорим, то надо помнить и о необходимости возвышения авторитета семьи, родителей в глазах ребенка.
Это может стать существенным элементом нравственной подготовки будущих семьянинов. Да, именно нравственной подготовки.
Вся атмосфера жизни должна убеждать молодежь в том, что духовно и нравственно здоровая семья так много значит для каждого человека.
И вместе с сознанием ценности семьи нам необходимо растить в юношах и девушках готовность испытать высокое чувство ответственности за нее, за новое поколение, которому она даст жизнь.
В хоре этих вопросов громче других, не побоимся ошибиться, звучит такой: а что, собственно, обеспечивает в конечном счете успех воспитания детей? Что позволяет нам достойно выполнить родительскую задачу: вырастить человека, который станет достойным гражданином в обществе и сумеет в полной мере развернуть все богатство своей личности?
Можно ответить так: это невозможно без любви к ребенку. Родительская любовь дарит тому, кото мы растим, столь необходимое в ранние годы чувство защищенности и прочной духовной связи с родными людьми. Она сообщает ему уверенность в собственных силах и в том, что мир доброжелателен и открыт человеку. Она дает ничем не заменимые уроки нравственности, вернее, она сама и есть первый предмет таких уроков. Родительская любовь способна обратить слабость ребенка в его силу; она превращает в богатые способности те ростки ума и духа, которые без ее бережного ухода зачахли бы. Тот, кто вырос в любви, будет любить и своих собственных детей: родительская любовь — волшебная эстафетная палочка поколений... Однако надо сказать: любовь без знания и понимания законов развития человеческой личности может оказаться слепой. Ныне семейное воспитание требует продуманной тактики и «технологии», и тут не обойтись без проникновения в еще недавно заповедные края профессионалов, а именно — в психологию и физиологию, в педагогику и социологию.
Странным выглядело бы стремление оспорить то, насколько важно знать, понимать ребенка; никак не склонны мы ставить под сомнение великую благотворность родительской любви. Тем более убедительным слышится обращенный к отцу и матери уравновешенный призыв: любить и знать ребенка.
Но что же сообщает нашей любви к ребенку разумную гармонию и подлинную человечность; что придает ей все новые импульсы, оберегая ее от того, чтобы не потускнела она в буднях жизни; что позволяет сохранить ее в неизбежно приходящие времена ломки отношений, грозящей отчуждением? И что же, если обратиться к задаче овладения знаниями о воспитании, побуждает нас отдавать время и силы занятиям далеким, в общем, от наших прямых рабочих интересов или от предмета нашего увлечения в свободное время? Что заставляет нас погружаться в педагогические науки, что делает познания в этой области жизненно важными для нас?
Думается, основа, на которой все это может быть выстроено и на которой все это может выстоять, одна: осознанное чувство родительского долга, родительской ответственности.
Мы сказали: осознанное чувство. Ответственность отца, ответственность матери за воспитание ребенка, за укрепление семьи, столь много значащей для того, чтобы его физическое, нравственное, умственное развитие было здоровым,— ответственность эта не есть нечто извне навязываемое. Она должна стать глубокой личной потребностью, своего рода моральной нормой.
Эта моральная норма вошла в наше общественное сознание и бытие. На необходимость неуклонного соблюдения ее, на то, что должна расширяться сфера ее действия, углубляться ее влияние на поведение людей.
Как и всякое качество личности, чувство родительской ответственности не возникает само собой. Оно — плод воспитания. Человек выносит его из семьи, где он рос. О становлении этого качества призвана заботиться школа. Оно укрепляется всей системой общественных воздействий. И, конечно, оно должно занимать видное место в программе самовоспитания каждого человека.
Необходимость повышать ответственность родителей за выполнение своих обязанностей прямо вытекает из того, что возрастает сама роль семьи в воспитании подрастающих поколений. Это мы ощущаем сегодня так остро, как, пожалуй, никогда ранее.
Добросовестное и непременно творческое исполнение материнских и отцовских обязанностей предполагает очень многое. Не стоит и пытаться в нескольких фразах это многое очертить. Но необходимо указать хотя бы на несколько особенно существенных сегодня точек приложения родительских усилий.
Вот самое, казалось бы, простое. Общество ждет от семьи неуклонной и разумной заботы об укреплении здоровья детей, об их физической закалке, их физическом развитии. На первый взгляд, убеждать тут никого особенно не приходится — какой матери, какому отцу не дорого благополучие ребенка! Но более внимательное наблюдение за жизнью семьи покажет, что многие из нас очень часто озабочены лишь тем, чтобы ребенок не болел. Но сейчас мы о другом: ведь по-настоящему прочный фундамент здоровья закладывается у растущего человека тогда, когда в семье культивируется здоровый образ жизни, в котором есть место подвижным играм, гимнастике, физическим упражнениям, спорту. Подчеркнем: имеется в виду образ жизни не только ребенка. «Папа, мама и я — спортивная семья»— вот на что нам всем надо бы равняться, хотя, признаем, это требует значительных усилий над собой.
Наше общество предоставляет подрастающему поколению огромные образовательные возможности. Но в немалой степени условия, способствующие получению образования, складываются в семье. Родители обязаны создать в своем доме подлинный, не побоимся этого слова, культ знания и учения. Весь уклад и распорядок семейной жизни не может не учитывать интересов учения ребенка: часы, когда школьник в соответствии с режимом дня занимается дома, должны быть неприкосновенными; с равной серьезностью надо подойти и к тому, чтобы выделить рабочее место для этих занятий. Или другое: известная часть семейного бюджета должна без сожаления расходоваться на все, что помогает учению детей, что способствует их умственному и эстетическому развитию, расширению их кругозора: на книги и цифровые носители информации, на краски и наборы для опытов, на экскурсии.
Пусть отцы и матери позаботятся вместе с тем и о возвышении авторитета школы, учителя. Понятно, что личный авторитет может быть завоеван только самим человеком, понятно также, что хорошая репутация того или иного учебного заведения складывается в общественном мнении — и складывается не вдруг, а на основании отчетливо видимых результатов работы.
Но школа — это общественный институт, а педагоги — полномочные представители общества в деле обучения и воспитания. И в этом своем качестве они уже обладают авторитетом. Он должен восприниматься как безусловный — и нами, и нашими детьми. Мы не вправе разрушать его легкомысленным словом, не вправе ставить под сомнение неуместным обсуждением — в присутствии детей или, хуже того, вместе с ними — требований или действий учителя, мнимых или действительных просчетов его. Напротив, мы обязаны неустанно подчеркивать необходимость строгого выполнения тех требований, которые предъявляют к школьнику педагоги. А если у нас есть сомнения, если мы с чем-то не согласны, то для выражения этих сомнений и несогласий у нас всегда найдутся достойные способы и подходящие пути.
Иногда приходится слышать: а как быть с тем, что детям нашим попадают в руки газетные статьи, в которых тот или иной педагог подвергается суровой критике? Как быть с тем, что дети наши смотрят фильмы, в которых не так уж редко учитель представлен без ореола непогрешимости?
На это можно сказать вот что. Прежде всего, детям вовсе не требуется ни газет читать, ни фильмов смотреть, чтобы знать: и учителя, и школы могут быть далеки от совершенства. Ребята очень наблюдательны, в них развито критическое начало, у них сильно чувство справедливости. Наши развитые дети вполне способны понять (и на это их нужно настраивать): как раз потому, что дело обучения и воспитания общество ставит так высоко, гласное и нелицеприятное осуждение всего мешающего успеху дела в конечном счете направлено именно на возвышение авторитета педагогического труда, учителя. Обоснованная, справедливая критика не чернит, а помогает делу.
Поскольку учение — главная обязанность школьника, уже само добросовестное отношение к этой обязанности — предпосылка того, что во взрослой жизни он станет столь же добросовестно относиться и к своей работе. Тем не менее воспитание любви и уважения к труду остается особой задачей родителей.
Сознаемся, что в недавние годы немало было упущено в трудовом воспитании детей. Да и сегодня в иных семьях ребят старательно оберегают от личных трудовых усилий — идет ли речь о помощи по дому или о хождении в летний трудовой отряд школы — создают у них в отношении будущей работы нелепые предрассудки, делят работу на чистую и грязную, престижную и непрестижную. Установки, усваиваемые детьми в таких семьях, вступают в решительное противоречие с тем, что внушают им в школе, а позже — с реальностями самой жизни.
Чувство ответственности должно подсказать родителям единственно правильную линию: детей необходимо растить в убеждении, что заслуживает уважения любой труд, в котором человек может найти и раскрыть себя, любой труд, без которого не может обойтись общество; любой труд, исполняемый добросовестно. Вопрос о выборе профессии исключительно важен, но выбор этот совершится куда легче и надежнее тогда, когда выработана верная нравственная установка.
Воспитание любви и уважения к труду не может и не должно оставаться словесным; как раз у семьи так много возможностей включать детей с самых малых лет в посильный труд!
И в таком важном деле, как приучение детей к порядку и дисциплине, к соблюдению норм жизни нашего общества, от родителей зависит очень многое. Умение подчиниться заведенному жизненному распорядку, исполнительность и точность, вежливость и необходимая сдержанность в обращении со старшими, самообладание, готовность к контролю над своими поступками, верность слову, правдивость, способность испытать чувство стыда и услышать голос совести, понимание «надо» и «нельзя» — не на этих ли простых, первичных нравственных качествах строится в конце концов морально и духовно развитая личность?
Отсутствие привычки к порядку и дисциплине, конечно, не ведет фатально к серьезным проступкам, вовсе не обязательно делает ребенка так называемым трудным, но опасность, вероятность такую все-таки создает. А уж о том, что неорганизованному человеку труднее даются учение и работа, что он испытывает бесконечные проблемы в своих отношениях с другими людьми, об этом, наверное, и говорить долго не стоит.
Вот почему отцу и матери обязательно надо призвать себя к большей требовательности. Не о «ежовых рукавицах» ведем мы речь, не о подавлении воли растущего человека. Требовательность, которую мы имеем в виду, должна опираться на желание взрастить в ребенке собственную волю, дать возможность его силам проявиться в наилучших условиях.
И наконец (наконец — не значит последнее по значению, напротив, это как раз, быть может, самое главное и есть), родители обязаны служить своим детям примером, добрым примером — иначе все воспитательные усилия могут уйти, как вода в песок. Сложно это. Воспитывая ребенка, мы жаждем воспитать его совершенным человеком. Вместе с тем мы ведь отчетливо сознаем, что сами-то мы — не совершенство, что в нас немало недостатков, немало несостоявшегося, несделанного, и дети все равно увидят это рано или поздно. Нам и не надо стараться показаться им лучше, чем мы есть. Но нам обязательно надо постараться стать лучше, чем мы есть.
Но будем помнить, что куда более часты случаи, когда трудности с воспитанием ребенка — не вина, а беда родителей. Тут не стыдить и тем более не карать надо, а помочь — у кого-то просто тяжелая бытовая ситуация, кому-то не хватает житейского опыта, кто-то испытывает недостаток педагогических знаний.
Радует, что ширится спектр возможностей их получения. В быт вошли консультации по вопросам семьи и брака, психологические консультации для родителей, позволяющие вести работу более направленно, учитывать многообразие конкретных жизненных проблем, в решении которых отцам и матерям необходим добрый совет.
Высокое счастье ответственности. Раз уж мы говорим о возвышении авторитета школы и учителя — справедливо говорим, то надо помнить и о необходимости возвышения авторитета семьи, родителей в глазах ребенка.
Это может стать существенным элементом нравственной подготовки будущих семьянинов. Да, именно нравственной подготовки.
Вся атмосфера жизни должна убеждать молодежь в том, что духовно и нравственно здоровая семья так много значит для каждого человека.
И вместе с сознанием ценности семьи нам необходимо растить в юношах и девушках готовность испытать высокое чувство ответственности за нее, за новое поколение, которому она даст жизнь.