Наверное, уже многие знают, кто такие коллекторы, чем они занимаются и предполагают как бороться с коллекторами, хотя само слово до сих пор не перестаёт ассоциироваться с канализацией.
Напомню, что это сотрудники организаций, заключивших договор с кредитной организацией по сбору просроченной задолженности. Юридически эти организации ничего общего с кредитором не имеют. На практике же бывает, что такая структура организуется при участии банка и служит для временного вывода части пассива за баланс. Также много развелось и самостоятельных структур, которые работают с разными кредитными организациями.
А вот что знают не все, так это то, что работать с кредитором они могут по-разному. Соответственно, и ответить на вопрос, как бороться с коллекторами, можно по-разному.
как бороться с коллекторами.
Некоторые организации покупают долги и тогда они сами решают, что делать с должником: воздействовать на него всяческими способами, подавать в суд и взыскивать потом задолженность вместе с приставом по исполнительному листу, или махнуть рукой на должника как на неперспективного. Поскольку банк продаёт коллекторам, как правило, самые «мёртвые» долги, по которым не видит перспектив самостоятельно взыскать требуемую сумму, то и сотрудник коллекторского агентства имеет больший процент от взысканной с Вас суммы и соответственно проявляет большую активность, чем сотрудник банка.
Договариваться с ним не стоит. А вот показать, что ничего взять с Вас реально не представляется возможным, нужно. В таких случаях, если банк не может Вам «простить» выше определённой суммы и всё равно будет подавать в суд, то коллекторское агентство предпочтёт не тратиться дополнительно на судебные расходы. Но при этом уверенность в бесперспективности взыскания у них должна быть стопроцентная.
Следующий вариант работы кредитных организаций с коллекторскими агентствами это временная передача в работу какого-то проблемного актива на определённый срок. К примеру, агентство в течение года выполняет сбор просроченной задолженности с переданных в работу должников, получая при этом процент от сбора. По истечении срока проблемный актив возвращается в банк и там принимается решение о его дальнейшей судьбе. Бывает, что один договор отдают в работу поочерёдно нескольким коллекторским агентствам, поэтому не удивляйтесь, если после некоторого затишья на Вас обрушивается другой сборщик. Такое зачастую бывает даже после истечения срока исковой давности, то есть когда в суд они подать уже не могут.
Выяснить, продал банк долг или передал в работу временно, можно, только если есть информатор в банке или коллекторском агентстве. Но эта информация не так уж и важна. Мой совет – коллекторам не платить. И основная причина этого в том, что когда в работу вступают коллекторы, то, как правило, сумма пеней и штрафов уже выросла настолько, что может превышать основной долг. И, если Вы всё таки решили задолженность погасить, то лучше это сделать после суда по исполнительному документу. Во-первых, Вы будете точно знать, что больше к Вам претензий не будет. А, во-вторых, на этот момент начисление штрафов, скорее всего уже приостановлено, и долг расти не будет, а вот суд может его значительно уменьшить за необоснованно высокий процент пеней. И опять же суд – это дополнительные расходы, на которые взыскатель может и не пойти.
Не думайте как бороться с коллекторами, просто посылайте их к чёртовой бабушке. Рекомендую.
Далее несколько практических советов как посылать.
Если вас сильно достают звонки – смените номер, отключите телефон, не берите трубку с незнакомых номеров.
Если звонки продолжаются на рабочий телефон или коллекторы звонят вашим родственникам и знакомым – помните, что это незаконно. Ваши родственники, знакомые, коллеги по работе не являются участниками ваших кредитных отношений с банком – поэтому общение с ними на тему ваших кредитов можно расценить как противоправное вмешательство в личную жизнь граждан. Это нарушает ст. 23 Конституции РФ. Пишите заявление в прокуратуру.
Если коллекторы распространяют информацию о том, что вы злостный неплательщик, вы можете подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ведь пока нет решения суда о признании вас должником, вся информация об имеющемся у вас долге носит лишь субъективный характер. Такие действия также могут квалифицироваться как нарушение неприкосновенности частной жизни, согласно ст. 137 УК РФ и уголовно наказуемы.
Далее несколько практических советов как посылать.
Если вас сильно достают звонки – смените номер, отключите телефон, не берите трубку с незнакомых номеров.
Если звонки продолжаются на рабочий телефон или коллекторы звонят вашим родственникам и знакомым – помните, что это незаконно. Ваши родственники, знакомые, коллеги по работе не являются участниками ваших кредитных отношений с банком – поэтому общение с ними на тему ваших кредитов можно расценить как противоправное вмешательство в личную жизнь граждан. Это нарушает ст. 23 Конституции РФ. Пишите заявление в прокуратуру.
Если коллекторы распространяют информацию о том, что вы злостный неплательщик, вы можете подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ведь пока нет решения суда о признании вас должником, вся информация об имеющемся у вас долге носит лишь субъективный характер. Такие действия также могут квалифицироваться как нарушение неприкосновенности частной жизни, согласно ст. 137 УК РФ и уголовно наказуемы.
Необходимо пресекать выход на контакт с вами (телефонный или личный) в вечернее, ночное или наоборот ранее утреннее время; неожиданный визит к вам домой. Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, жилища и т. д. Отстаивайте эти свои права, их не может отнять никакой взыскатель.
В отношении Вас возможны угрозы любого характера – передача дела в суд, изъятие имущества, переход ответственности к вашим родственникам. Чаще всего это просто элемент запугивания не имеющий ничего общего с реалиями и тем более с законностью. Многие фразы особенно ретивых коллекторов звучат как прямые угрозы здоровью, жизни, а иногда их действия могут подпадать под статью 213 «Хулиганство» УК РФ. Смело сообщите им об этом, а при необходимости, вызовите милицию и напишите заявление. Любые попытки силового давления на должника – физическое воздействие даже самого невинного характера, приказы проехать куда-либо или что-то подписать, оформить, можно расценивать как преступление.
Но до такого может дойти только в исключительных случаях. К сегодняшнему дню сотрудники коллекторских агентств уже неоднократно обжигались на грамотных должниках, и перспектива попасть за решётку за вымогательство выглядит для них намного печальнее, чем недополучить премии к зарплате. От угроз они давно перешли к мелким пакостям типа напихать спичек в замочную скважину, нагадить на коврик или стукануть Вашему соседу какой Вы нехороший человек. Простите им это и посмейтесь от души над их бессилием с тем же соседом за вечерней рюмочкой.
Если же Вы решили особо цинично поиздеваться над коллектором, сообщите ему о готовности заплатить ему всю требуемую им сумму, но только если он докажет свою правомочность.
Для примера предлагаю фрагмент письма руководителю коллекторского агентства, которое ранее печаталось на блогах и форумах как бороться с коллекторами. Написано грамотно, можно пользоваться:
В соответствии со ст. 385 ГК РФ «Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу».
В соответствии с ч.2 ст. 385 ГК РФ кредитор уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования.
В соответствии со ст. 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершенна в соответствующей письменной форме.
В соответствии с ч.3 ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют в интересах юридического лица на основании доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица и действуют на основании учрежденных им положений.
На основании вышеизложенного для установления факта законности права требования (для установления факта, того, что организация действует по агентскому договору и является законным представителем кредитора) предлагаю в срок «указать срок предоставления документов» представить в мой адрес следующие документы:
1. Заверенную копию учредительных документов.
2. Копию положения о создании филиала или представительства(если общаетесь с представительством).
3. Доверенность, выданную руководителю филиала или представительства.
4. Доверенность, выданную сотруднику организации, который ведет с вами переговоры и обрабатывает ваши персональные данные, либо заверенную копию приказа о приеме на работу данного сотрудника.
5. Заверенную копию кредитного договора.
6.Заверенную копию договора цессии с приложением (если договор цессии). Заверенную копию агентского договора (ст. 1005 ГК РФ).
7. Заверенную копию поручения по агентскому договору.
8. Заверенную копию лицензии Роскомнадзора (обработка персональных данных).
9. Заверенную копию движения денежных средств по счету.
10. Расчет сумм задолженности.
Настоящий запрос документов и информации не является согласием на обработку моих персональных данных, равно как и не является согласием с требованиями, предъявленными Вами.
Навестивший Вас коллектор не сможет выполнить и десятой доли совершенно законно высказанных Вами требований.
Но вместе с тем не расслабляйтесь. Не вступайте с коллектором в разговоры на отвлечённые темы, даже если он производит на Вас впечатление глубоко сочувствующего Вам человека. Ни в коем случае не рассказывайте ему ничего о себе или своём окружении. Не давайте никакой информации. Никаких имён, адресов и телефонов. Вместе с тем, постарайтесь выяснить как можно больше о нём. Пусть представится, предъявит какой-нибудь документ, который нужно переписать. Пусть оставит контактные данные, адрес, телефон, данные руководителя.
Во-первых, всё это может пригодиться Вам в будущем, а во-вторых, сам коллектор, видя, что Вы не стушевались, а готовы грамотно обороняться, потеряет к Вам интерес и желание лишний раз Вас тревожить.
Советы:
1. Вы вправе попросить звонившего к Вам сотрудника коллекторского агентства представиться. Пусть назовет свои Фамилию, Имя, Отчество, полностью произнесет правильное наименование его должности, свои рабочие телефоны, а также рабочий телефон и ФИО руководителя коллекторского агентства, юридический адрес организации.
Имейте в виду, что Вы не обязаны вступать в контакт с коллектором, поэтому если сотрудник коллекторского агентства по телефону отказывается огласит Вам такие данные, то разговор должен быть сразу Вами прекращён, т.е. Вы бросаете трубку.
Чем такие действия предусмотрены? Ответ прост. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» заёмщик (потребитель финансовых услуг) имеет право на достоверную информацию о коллекторском агентстве, а также имеет право проверить, работает ли звонивший коллектор в данном коллекторском агентстве или нет, а также узнать на основании чего коллекторское агентство приняло заемщика в свою работу.
2. Разъяснить сотруднику коллекторского агентства, что Вы полностью ознакомлены с условиями заключенного кредитного договора, в том числе и с Общими Условиями кредитования Банка, а также сказать ему о том, что произошедшая уступка прав требований не может изменить положений уже заключенного договора.
3. Разъяснить сотруднику коллекторского агентства, что Ваш кредитный договор передан Вашим юристам для проведения правового анализа договора. Никто и ничто не может воспрепятствовать урегулированию взаимоотношений с Банком, минуя посреднические услуги.
4. Чтобы там Вам не говорил сотрудник коллекторского агентства, как бы он Вас не упрашивал — никогда не предоставляйте ему (коллектору) свою личную информацию, а также информацию, которая может быть использована против вас.
Это могут быть сведения и о новом месте Вашей работы, и изменениях в Ваших номерах телефонов (как сотовых, так и стационарных), и о месте Вашего проживания и Вашей регистрации, а также о месте проживания и регистрации Ваших родственников, друзей, знакомых, сослуживцев, коллег по работе, и о времени, когда Вы возможно будете находиться дома т.д.
5. В культурной форме объясните и расскажите сотруднику коллекторского агентства, что Ваш разговор Вы записываете на аудио-носитель.
6. Помните, что раз Вы вправе не вступать в контакт с коллекторским агентством, то это значит, что Вы вправе на все вопросы отвечать так: «я не обязан отвечать на данный вопрос» или «все вопросы к моему адвокату».
7. В случае, если должник по кредитному договору вообще не получал никаких письменных уведомлений (писем, разъяснений) от Банка-кредитора о том, что произошла уступка прав требования по его кредитному договору, в таком случае, самое главное, от заемщика должно прозвучать: требование должника (заемщика) незамедлительно направить в адрес должника доказательства подтверждения прав требований коллекторского агентства.
В противном случае в соответствии со ст. 385 ГК РФ заемщик имеет право не исполнять требования нового кредитора. Надо отметить, что единственным возможным подтверждением прав нового кредитора в кредитной сфере может служить сам договор уступки прав требования. Вот его копию и требуйте.
До получения данного подтверждения все разговоры с коллекторами юристы рекомендуют пресекать.
8. В культурной форме, не ругаясь и не повышая тона голоса, спокойно отправляем коллекторское агентство в одно и тоже место — в суд. Просто и спокойно говорим — Вы считаете, что Ваши права нарушены? — Тогда идите в суд за защитой своих прав.
Если в ответ Вы услышите о том, что в суд они подавать не будут — тогда смело можете отвечать, что тогда и оплаты по Договору не будет.
9. При предъявлении искового заявления в суд со стороны коллекторского агентства — ВСЕГДА заявляйте встречное исковое заявление о признании договора уступки прав требования ничтожным, так как такой договор противоречит смыслу статей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст. 388 ГК РФ .
Я Вам перечислил действия, что говорить и как действовать, если Вам позвонил сотрудник коллекторского агентства.
После разговора с сотрудником коллекторского агентства желательно отправить в коллекторское агентство письменный пакет документов:
1. Запрос подтверждения прав требования коллекторского агентства по кредитному договору;
2. Запрос на подтверждение суммы долга — пусть распишут и докажут Вам, что именно такую сумму Вы остаетесь должны коллекторскому агентству. Все операции должны быть указаны в письменном виде и помесячно за весь период пользования денежными средствами.
3. Требование о передаче Вашего дела в суд и не затягивании в сроках обращения, с целью не увеличения кредитной задолженности…
4. Заявление об отказе передачи Ваших персональных данных третьим лицам.
Одновременно с этим Вам необходимо составить и направить жалобу:
1. В Роскомнадзор по Вашему региону, где указать, что Банк нарушил ст. 9 ФЗ «О персональных данных» и передал долг без Вашего согласия третьему лицу.
2. В Роспотребнадзор по Вашему региону, где указать, что продажа долга включена в условие кредитного договора и такое условие противоречит правилам, установленным законом (ст. 388 ГК РФ, ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 9 ФЗ «О персональных данных», ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В жалобах настаивайте на проведении в отношении Банка и коллекторского агентства внеплановой проверки.
В случае, если со стороны коллекторского агентства идут угрозы Вашей жизни и здоровью — обращайтесь в полицию по месту Вашей регистрации на привлечении к уголовной ответственности.
Но что же делать — если сотрудник коллекторского агентства пришел к Вам домой. Здесь действует старая хорошая поговорка — Мой дом — моя крепость.
Ни при каких обстоятельствах не пускайте сотрудника коллекторского агентства к себе домой. Также Вы имеете право:
1. Вызвать сотрудников полиции;
2. Сообщить своему адвокату о приходе домой коллекторов;
3. Позвонить своим друзьям и попросить приехать к Вам домой.
Помните — соблюдение данных правил безопасности поможет Вам решить проблему в мирном порядке, без ущерба Вашему здоровью и нервам.
http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=61&TID=205574&MID=2536728#message2536728